ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БУДНИКОВОЙ НИНЫ СЕРГЕЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 131» ГОРОД САРАТОВ
Организация профориентационной работы в условиях детского садаПрофориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, обеспечивает вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых. Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, мы поставили для себя следующие задачи: -продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых; -расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества; -научить устанавливать связи между разными видами труда; -сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; -учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности; -заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты; -воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда); Чтобы реализовать поставленные задачи по данной проблеме мы составили план работы, где определили мероприятия. Начали работу с создания и оформления развивающей предметно-пространственной среды. Приобрели дидактические пособия – плакат «Профессии» и набор картинок «Профессии»; настольные игры «Знаю все профессии», «Все профессии важны», «Профессии». Сделали картотеку загадок, пословиц и поговорок о профессиях. Оформили в группе выставку художественных книг и энциклопедий о профессиях, которые ребята с большим удовольствием рассматривают и изучают, оформили материал «Профессии прошлого», где была собрана информация о старых, забытых профессиях, изготовили лэпбук «Профессии». Пополнили центр сюжетно-ролевых игр такими атрибутами как: набор инструментов для мастерской, поликлиники, парикмахерской и ателье и др. Пополнили детскую гардеробную специальной одеждой по некоторым профессиям (фотоальбом). Далее мы продолжили реализовывать работу с детьми по ранней профориентации через различные виды деятельности, используя разнообразные формы и методы: -через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми); -через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы) -через игровую деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.): - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями воспитанников; - через реализацию проектов (проект «Мир профессий»). На мой взгляд самой интересной и увлекательной деятельностью по реализации ранней профориентации являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых дети брали на себя роль взрослого и реализовывали свои желания. Элементарные представления о труде взрослых, дети получили в сюжетно-ролевых играх, в играх-ситуациях: «Ателье», «Парикмахерская», «Кафе», «Автомастерская», «Магазин», «Библиотека», «Поликлиника», «Школа» и др. В играх дети учатся входить в игровую ситуацию, общаться в соответствии с взятой на себя ролью, соблюдая правила этикета (вежливость, уважение к собеседнику, использовать атрибуты и предметы – заместители. Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. Ещё дети любят играть в дидактические игры: «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник?», «Четвёртый лишний», в ходе которых у детей развивается логическое мышление, память и закрепляются знания о профессиях. Знакомили ребят с художественной литературой: чтение стихотворений В. Маяковского «Кем быть», К. Чуковского «Айболит», К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Тихеева «Плотник» и др. Знакомили с пословицами и поговорками о профессиях. Образовательную деятельность осуществляем в форме бесед с детьми о профессиях своих родителей, где дети делятся со сверстниками о том, кем работают их родители. Ходили на экскурсии в детском саду: в прачечную, в медицинский кабинет, в кухню. Так же на почту, в магазин, в медпункт, библиотеку, в школу. У некоторых сотрудников брали интервью. С большим интересом дети слушали и смотрели мультимедийные презентации «Современные профессии» такие как: менеджер, предприниматель, стилист, визажист и др. ; презентации: «Все работы хороши», «Профессии наших родителей» с элементами дидактических игр «Кому что нужно для работы?», «Что лишнее?» и др. Наблюдая самостоятельную деятельность детей на протяжении этого времени, хочется отметить, что дети с интересом играют в совместные настольные игры, сюжетно-ролевые, рассматривают альбомы профессий своих родителей. Продуктивная деятельность, именно в этой деятельности ребёнок может отобразить своё творчество и показать его всем и о нем рассказать. Поэтому мы организовывали в группе выставку детского рисунков «Мечтаю стать…», в ходе которой ребята с большим удовольствием рисовали, а затем составляли небольшие рассказы о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Так же лепили из пластилина «Предметы, необходимые для работы для заданной профессии…» н-р хлебобулочные изделия. Вся проделанная работа по ранней профориентации, знакомство детей с профессиями своих родителей, сада, с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Совершенно очевидно, что ребёнок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением, что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребёнок проявляет интерес к нему. Провели анкетирование, родительское собрание «Значение ранней профориентации для дошкольников», где ознакомили родителей с целями и задачами данного направления. Предложили родителям выполнить домашние задания – рассказать своему ребёнку как можно больше о своей профессии и сделать книжку-малышку о профессии родителей. Также всем было предложено поучаствовать в создании фотоальбома: «Профессии наших родителей» - сделать фото на рабочем месте». В родительском уголке поместили информацию в виде папки-передвижки: «Профориентация детей в дошкольного возраста». Ко дню матери мы с ребятами оформили фотовыставку «Профессии наших мам». Работа, которая проводится в детском саду по данной теме имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии. 17 марта 2024 в 12:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.