ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БУДНИКОВОЙ НИНЫ СЕРГЕЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 131» ГОРОД САРАТОВ
Занятие по познавательно - исследовательской деятельности «Звуковая волна и распространение звука» в подготовительной к школе группеЗадачи: Обучающие задачи: познакомить детей с понятием звуковая волна; сформировать представление детей о распространение звука в твердых предметах и в воде. Развивающие задачи: Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде Материал: Фольга, песок, вата, стакан с водой, звуковая пушка, свеча, камертон и резонаторный ящик, два пластиковых стаканчика скрепленные между собой нитью, бубен, колокольчик, металлический треугольник, молоточек, свисток, линейка. Содержание занятия: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. И расскажем нашим гостям где мы с вами находимся. (в лаборатории). А что такое лаборатория? (место, где мы проводим наблюдения и эксперименты). Значит мы с вами юные ученые. В нашей лаборатории вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. Вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, Вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, Глаза ладошками прикрываем и в лабораторию попадаем. Ребята, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. Интересно, так ли тихо за окном? Что вы слышите? … Дети: шум дождя, ветра, шум машин. Мир, который окружает нас, полон звуков. И мы сегодня узнаем откуда они берутся. У вас на столе лежат линейка, свисток, бубен, колокольчик, камертон, металлический треугольник, молоточек. Что объединяет все эти предметы? Попробуйте извлечь звуки из них. Чем они отличаются? / высокий, низкий, звонкий/ А чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую плёночку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать. Посмотрите на экран. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха А сейчас мы с вами сделаем массаж наших ушек и предлагаем гостям поиграть вместе с нами. Массаж «Поиграем ушками». /самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади/ Взяли ушки за макушки. Потянули… (несильно потянуть вверх) Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным Вниз до мочек добежали. продвижением вниз) Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи) Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами) Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и И к макушкам вновь придём. указательным пальцами) А теперь ребята, нам надо узнать как появляется звук и как он распространяется? Для этого нам необходимо провести несколько наблюдений и опытов. Вспомним правила поведения в лаборатории. Опыт 1: с линейкой У вас на столе лежит линейка. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите линейку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик. Теперь подвиньте линейку, чтобы уменьшить ее выступающую часть, и снова ударьте. Обратите внимание на колебания и как меняется звук. Вывод: Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется". Опыт 2: с фольгой. Поднесите фольгу ко рту и скажите что-нибудь, касаясь фольги губами. Как ощущение? Вывод: Фольга дрожит и звучит. Хотите увидеть невидимую звуковую волну? Разделимся на две группы. Пройдите к столам. Опыт 3: опыты с бубном. Положите два бубна на стол. Насыпьте на один из них несколько песчинок. Ударяйте по второму бубну молоточком и наблюдайте что происходит? Вывод: на другом бубне песчинки подпрыгивают. Почему? Ведь звук - это невидимая волна, она может двигать предметы. Физминутка: А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! Опыт 4 : Звуковая пушка. Наденьте бубен на широкий конец трубы, это и есть звуковая пушка. Зажигаем свечу и ставим её на стол. Теперь поднесем звуковую пушку открытым концом к пламени свечи сбоку и ударим резко по бубну (щелчком пальца). Вывод: Пламя резко колыхнется или погаснет. А теперь я предлагаю вам проделать этот же опыт только с пушинкой. Вывод: Пушинка слетает с подставки. Почему пушинка слетела, а пламя погасло? Колебание воздуха создает звуковую волну, она сотрясает мембрану барабана и пушинка слетает. Звук может распространяться не только в воздухе, но и в твердых предметах. Помните отрывок из сказки: «У меня зазвонил телефон, кто говорит? Слон.» Доктор Айболит разговаривал с жителями далекой Африки по телефону. Не сотовый телефон был у Доктора, а проводной. Звук бежал по проводам… (рисунок). Опыт 5: Веревочный телефон. У нас есть два стакана, которые скреплены между собой нитью. Один стакан нужно приложить к уху одного ребенка, а в другой стакан второй ребенок должен говорить. Вывод: звук распространяется в твердых предметах. (по нити). Распространяется ли звук в воде? Опыт 6: Камертон Для опыта нам понадобится камертон, резонаторный ящик, молоточек и стакан с водой. Вставьте камертон в резонаторный ящик и ударьте по нему молоточком. Пока камертон звучит, опустите его ножками в воду. Обратите внимание на изменение звука. Вывод: звук в воде меняется, но звучит. Заключительная часть: Ребята, сегодня наши эксперименты прошли успешно. На основании наших наблюдений, какие выводы мы можем сделать? Выводы: Звучит только то, что дрожит. Звук - это волна, невидимая, но слышимая. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по проводу, но чаще всего по воздуху. Рефлексия: -было ли вам интересно? -что запомнилось? -что понравилось? 17 марта 2024 в 12:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.