ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БУДНИКОВОЙ НИНЫ СЕРГЕЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 131» ГОРОД САРАТОВ

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности «Звуковая волна и распространение звука» в подготовительной к школе группе

Задачи:

Обучающие задачи:

познакомить детей с понятием звуковая волна;

сформировать представление детей о распространение звука в твердых предметах и в воде.

Развивающие задачи:

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде

Материал:

Фольга, песок, вата, стакан с водой, звуковая пушка, свеча, камертон и резонаторный ящик, два пластиковых стаканчика скрепленные между собой нитью, бубен, колокольчик, металлический треугольник, молоточек, свисток, линейка.

Содержание занятия:

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. И расскажем нашим гостям где мы с вами находимся. (в лаборатории). А что такое лаборатория? (место, где мы проводим наблюдения и эксперименты). Значит мы с вами юные ученые.

В нашей лаборатории вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Вокруг себя мы повернёмся раз, два, три,

Вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три,

Глаза ладошками прикрываем и в лабораторию попадаем.

Ребята, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. Интересно, так ли тихо за окном? Что вы слышите? … Дети: шум дождя, ветра, шум машин.

Мир, который окружает нас, полон звуков. И мы сегодня узнаем откуда они берутся.

У вас на столе лежат линейка, свисток, бубен, колокольчик, камертон, металлический треугольник, молоточек. Что объединяет все эти предметы?

Попробуйте извлечь звуки из них. Чем они отличаются? / высокий, низкий, звонкий/

А чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую плёночку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.

Посмотрите на экран. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком.

Звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/.

Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха

А сейчас мы с вами сделаем массаж наших ушек и предлагаем гостям поиграть вместе с нами.

Массаж «Поиграем ушками».

/самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади/

Взяли ушки за макушки.

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

А теперь ребята, нам надо узнать как появляется звук и как он распространяется? Для этого нам необходимо провести несколько наблюдений и опытов.

Вспомним правила поведения в лаборатории.

Опыт 1: с линейкой

У вас на столе лежит линейка. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите линейку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.

Теперь подвиньте линейку, чтобы уменьшить ее выступающую часть, и снова ударьте.

Обратите внимание на колебания и как меняется звук.

Вывод: Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется".

Опыт 2: с фольгой.

Поднесите фольгу ко рту и скажите что-нибудь, касаясь фольги губами. Как ощущение?

Вывод: Фольга дрожит и звучит.

Хотите увидеть невидимую звуковую волну?

Разделимся на две группы. Пройдите к столам.

Опыт 3: опыты с бубном.

Положите два бубна на стол. Насыпьте на один из них несколько песчинок. Ударяйте по второму бубну молоточком и наблюдайте что происходит?

Вывод: на другом бубне песчинки подпрыгивают. Почему?

Ведь звук - это невидимая волна, она может двигать предметы.

Физминутка:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь!

Опыт 4 : Звуковая пушка.

Наденьте бубен на широкий конец трубы, это и есть звуковая пушка. Зажигаем свечу и ставим её на стол. Теперь поднесем звуковую пушку открытым концом к пламени свечи сбоку и ударим резко по бубну (щелчком пальца).

Вывод: Пламя резко колыхнется или погаснет.

А теперь я предлагаю вам проделать этот же опыт только с пушинкой.

Вывод: Пушинка слетает с подставки.

Почему пушинка слетела, а пламя погасло? Колебание воздуха создает звуковую волну, она сотрясает мембрану барабана и пушинка слетает.

Звук может распространяться не только в воздухе, но и в твердых предметах. Помните отрывок из сказки: «У меня зазвонил телефон, кто говорит? Слон.»

Доктор Айболит разговаривал с жителями далекой Африки по телефону.

Не сотовый телефон был у Доктора, а проводной. Звук бежал по проводам… (рисунок).

Опыт 5: Веревочный телефон.

У нас есть два стакана, которые скреплены между собой нитью. Один стакан нужно приложить к уху одного ребенка, а в другой стакан второй ребенок должен говорить.

Вывод: звук распространяется в твердых предметах. (по нити).

Распространяется ли звук в воде?

Опыт 6: Камертон

Для опыта нам понадобится камертон, резонаторный ящик, молоточек и стакан с водой. Вставьте камертон в резонаторный ящик и ударьте по нему молоточком. Пока камертон звучит, опустите его ножками в воду. Обратите внимание на изменение звука.

Вывод: звук в воде меняется, но звучит.

Заключительная часть:

Ребята, сегодня наши эксперименты прошли успешно.

На основании наших наблюдений, какие выводы мы можем сделать?

Выводы:

Звучит только то, что дрожит.

Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Рефлексия:

-было ли вам интересно?

-что запомнилось?

-что понравилось?

17 марта 2024 в 12:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.