ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ БУДНИКОВОЙ НИНЫ СЕРГЕЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 131» ГОРОД САРАТОВ

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картинам «Домашние животные и их детёныши» в старшей группе

Цели: учить детей составлять загадки используя приёмы ТРИЗ (РТВ); продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о домашних животных; упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие описание с опорой на мнемотаблицу; формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине; активизировать словарь детей; продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.
Содержание занятия:

Материал: Картина «Домашние животные и их детёныши», мнемотаблица

Дети заходят в группу и встают в кружок.

- Приготовьте свои кулачки, мы с вами сейчас поиграем.

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Тик - ток, тик-ток,

Начинается урок.

- Сегодня мы с вами будем рассматривать картину, и учиться составлять рассказ по ней. Хотите научиться составлять рассказ по картине(Ответы детей) Тогда проходите и присаживайтесь на стулья.

Картина эта необычная – картина эта умеет говоритьРассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям. А для того, чтобы её внимательно рассмотреть нам понадобится бинокль.

Дидактическая игра «Бинокль»

-Предлагаю вам «взять» бинокль (имитация руками) и рассмотреть картину (дети рассматривают картину) Всю картину рассмотрели? Положите бинокли. Ваши глаза устали после просмотра картины в бинокль, давайте с вами сделаем зарядку для глаз, чтобы ваши глаза отдохнули.

Зарядка для глаз «Мостик»

- Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (дети закрывают глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (дети стоят с закрытыми глазами)

А, теперь мы их откроем, через речку мост построим (открывают глаза и взглядом рисуют мостик)

Нарисуем букву «О», получается легко (глазами рисуют букву «О»

Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернём (глаза вправо- влево)

Заниматься вновь начнём

- Вот наши глаза и отдохнули, давайте продолжим.

Картина-то наша необычная, она же говорящая, правда? Картина нас просит назвать только один предмет или живое существо, изображённое на картине и рассказать о нем. А для того, чтобы вам легче было рассказывать у нас есть схема (мнемотаблица) (кто это, какого он (а) цвета, чем питается, где живёт, детеныши, польза человеку? (Дети по схеме рассказывают о предмете или живом существе, изображенном на картине)

- Молодцы, всю картину на части разобрали, а теперь её надо собрать в одно целое, навести порядок, соединить все части. Я вам в этом помогу. Послушайте небольшой рассказ по картине : Мы видим уголок двора. Здесь гуляют домашние животные. На переднем плане мы видим козу с козлятами, коза щиплет листочки с куста. Рядом с козой - два козлёнка, чёрный и серый. Козлята играют, учатся бодаться. Справа мы видим овцу, барана и ягнят. Овца и баран смотрят на своих ягнят. На заднем плане, у стены сарая, мы видим свинью с поросятами. Поросёнок справа от свиньи поднял голову и хрюкает, два поросёнка идут на лужайку, а поросёнок слева от свиньи идёт к ней.

-Может быть, кто-то из вас тоже хочет рассказать небольшой рассказ по картине(рассказы 1-2 детей)

Молодцы ребята! Вы славно потрудились, а теперь немного отдохнем.

Физ минутка. «Отдых наш – физкульт минутка»

Отдых наш – физкульт минутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой, Шагаем на месте.

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

-Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки отгадывать, но сегодня мы будем их не отгадывать, а сочинять по нашей картине. Выберите объект или предмет на картине, про который мы будем сочинять загадку. (Дети вместе с воспитателем выбирают объект или предмет. Затем воспитатель вместе с детьми подбирает признак предмета, а затем подбирают предмет с такими же признаками; объект и объект. Который совершает такие же действия; объект и другие объекты похожие на него. Воспитатель записывает предложения детей)

Модель 1

Какое (какой, какая? Кто (что) бывает таким же?

Вставка «слов – связки» - «а, не».

Модель 2

Что делает? Кто (что) делает так же?

Вставка «слов – связки» - «но, не».

Модель 3

На что похоже? Чем отличается?

Вставка «слов – связки» - «как, но».

Релаксация.

Дети, понравилось ли сегодня вам наше занятие? Что больше всего вам понравилось? Будем мы с вами еще рассматривать картинысоставлять загадки про предметы и объекты? (Ответы детей) Спасибо вам за ваши старания и работу. Вы, молодцы!

17 марта 2024 в 11:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.